вернуться на главную

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОСНОВА БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

       Производители российских региональных товаров получат дополнительные механизмы поддержки благодаря регистрации географических указаний. Об этом говорили участники пресс-конференции Роспатента, посвященной вступлению в силу закона, который вводит новое средство индивидуализации товаров – географическое указание. Закон начал работать 27 июля 2020 г.
       Информационным спонсором прошедшей 14 июля с. г. пресс-конференции выступил «Интерфакс».


       Новая форма охраны региональных брендов позволит повысить внимание к национальной продукции и спрос на нее как в России, так и за рубежом. Продвижение положительного имиджа каждого субъекта или города, развитие территориальных брендов благодаря принятому закону станет важным источником пополнения региональных бюджетов, – убеждена председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.Гумерова.
       Руководитель Роспатента Г.Ивлиев подчеркнул, что продвижение региональных брендов – это системная работа, требующая активного участия федеральных и региональных органов власти, бизнес-сообщества, юристов, средств массовой информации. Это и законодательные изменения, и финансовая поддержка производителей на местах, и широкое информационное освещение.
       Глава Роспатента продемонстрировал разработанную ведомством маркировку для товаров, охраняемых в качестве наименований мест происхождения товаров и географических указаний. Специальные эмблемы защитят от контрафакта, станут новым маркетинговым инструментом, который поможет потребителю отличить оригинальный товар от фальсификата.
       Созданию благоприятных условий защиты прав региональных производителей призвано содействовать и заключенное в мае текущего года соглашение Роспатента с Роскачеством. Среди ключевых направлений совместной работы глава Роскачества М.Протасов отметил необходимость выстраивания прозрачного и понятного механизма, при котором производители, использующие в своей продукции отсылки к традиционным товарам того или иного региона, будут защищены от недобросовестной конкуренции. В частности, он сказал: «В рамках сотрудничества с Роспатентом мы уже начали проводить глубокую и системную работу по мониторингу качества и соответствия товаров наименованиям мест происхождения товаров и географическим указаниям. А это не что иное как активная поддержка лучших региональных товаров. Потребитель, получая информацию, не только будет определять свой выбор, но и голосовать рублем за лучшие товары и честных производителей».
       После вступления в силу закона предполагается введение льгот для предпринимателей, желающих зарегистрировать географические указания. По инициативе Минэкономразвития России принято постановление, предусматривающее 30%-ную льготу за подачу заявки на географическое указание в электронной форме, а также специальные льготы для субъектов малого предпринимательства, образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, научных организаций и индивидуальных предпринимателей.
       По мнению директора департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Р.Тихонова, локальные товаропроизводители благодаря более мягким требованиям к географическим указаниям смогут активнее выходить на рынок. Такой подход окажет благотворное влияние на инвестиционную и туристическую привлекательность региона за счет интереса к продукции, чье качество и репутация связаны с названием региона или местности.
       Производители убеждены, что с принятием закона у них появится дополнительная возможность привлечь внимание потребителя к оригинальным товарам, в том числе благодаря специальной маркировке. При этом потребитель сможет легко отличить оригинальный товар от фальсификата. Об этом заявил президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод М.Новиков. Учитывая невысокую стоимость регистрации географических указаний, а также более мягкие требования к ним, бизнес будет активно пользоваться новым механизмом защиты ради повышения узнаваемости собственных брендов.
       Стоимость регистрации географического указания составит 29,5 тыс. руб. (без учета льгот). В нее входит экспертиза заявленного обозначения, а также внесение Роспатентом сведений в правоустанавливающий реестр географических указаний и наименований мест происхождения товаров. По желанию заявителю может быть выдано свидетельство об исключительном праве (оплачивается отдельно).
       Вопрос о том, как грамотное управление географическими указаниями поможет российским производителям выйти на мировые рынки, а также другие вопросы, связанные с новым средством индивидуализации, обсуждались 16 июля с. г. в рамках вебинара LF Академии и Роспатента. Онлайн-лекцию для юристов и других участников провел руководитель ведомства Г.Ивлиев.
       «Закон о географических указаниях, вступающий в силу 27 июля с. г., станет основой для будущего развития производства российских уникальных товаров. Новый объект интеллектуальных прав предоставит широкие возможности производителям, которые в силу жестких требований не могли зарегистрировать наименования мест происхождения товаров и защитить свою продукцию», – убежден глава Роспатента.
       Принципиальное отличие географического указания от наименования места происхождения товара состоит в том, что его связь с территорией не такая прочная. Так, производитель может брать не все сырье из одного региона, отдельные этапы производства могут быть выведены за пределы географического объекта. Подобные действия позволят уменьшить издержки, оптимизировать процесс производства, сохранив при этом особенности местного продукта. Перечень категорий обозначений, которым не может быть предоставлена правовая охрана, закреплен законодательно (п. 2 ст. 1516 ГК РФ).
       Заявки на географические указания и наименования мест происхождения товаров могут подавать ассоциации или иные объединения лиц, которые впоследствии получат исключительные права на них. В такие ассоциации могут входить как производители товара, так и лица, вводящие его в гражданский оборот.
       Ассоциации также смогут осуществлять меры по поддержанию высокого качества продукции, маркируемой географическим указанием, что очень выгодно производителям. Наличие внутреннего контроля наиболее эффективно в случае, когда географическое указание регистрируется ассоциацией, которая самостоятельно может лишать права его использовать отдельных производителей, чья продукция не соответствует установленным стандартам. Сведения о порядке контроля относятся к обязательным реквизитам заявки.
       Если регистрация географического указания приведет к введению в заблуждение потребителя, то после публикации сведений о принятии заявки к рассмотрению любое лицо в течение трех месяцев вправе представить в Роспатент возражение против предоставления правовой охраны географическому указанию.
       За незаконное использование географического указания, как пояснила заместитель начальника управления организации предоставления государственных услуг Роспатента А.Роголева, предусматриваются меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Изменения в ст. 1537 ГК РФ и в проект нового КоАП РФ уже внесены.
       Также участников вебинара интересовало присоединение России к Женевскому акту Лиссабонского соглашения. Как уточнил руководитель Роспатента, это положительно скажется на повышении уровня охраны и защиты региональных брендов, создаст новые возможности для экономического развития регионов и поддержки местных производителей, а также обеспечит дальнейшую интеграцию Российской Федерации в глобальные системы охраны объектов интеллектуальной собственности.
       Документ значительно упростит международную регистрацию наименований мест происхождения товаров и географических указаний, позволит испрашивать охрану в нескольких странах путем подачи одной заявки на одном языке, тем самым снижая издержки при регистрации.
       27 июля 2020 г. Роспатент и ассоциация «Народные художественные промыслы России» запустили в Москве метропоезд «Народные промыслы #RUCRAFTS». Поезд будет курсировать по Арбатско-Покровской линии в течение полугода. Социальный проект позволит пассажирам Московского метрополитена узнать об исторической, культурной и природной исключительности, особых традициях регионов России, будет способствовать развитию внутреннего туризма.
       Отмечая значимость события, руководитель Роспатента Г.Ивлиев сказал, что каждый регион, каждый город нашей страны по-своему уникален и своеобразен, у каждого своя история, свои достижения и проверенные временем торговые марки. Среди известных на весь мир народных промыслов – нижегородская хохлома, ростовская финифть, жостовская роспись, оренбургский пуховый платок, гжель и многие другие. Учитывая, что развитие народного творчества в субъектах Российской Федерации невозможно без правовой охраны региональных брендов, представляющих собой важнейший инструмент социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, Роспатент при поддержке Совета Федерации и Минэкономразвития России реализует инициативы, направленные на продвижение положительного имиджа регионов страны. Сегодня московское метро – не только наиболее выгодный и комфортный вид транспорта, но и уникальное произведение архитектуры, один из символов столицы Российской Федерации. Мы надеемся, что синергия символов Москвы и регионов оставит яркое впечатление у пассажиров.
       В официальной церемонии запуска метропоезда приняли участие государственные деятели, а также представители бизнес-сообщества, заинтересованные в продвижении российских региональных брендов, представители прессы.

По материалам сайта rospatent. gov.ru