вернуться на главную

АВТОРСКОЕ ПРАВО И «ДИССЕРТАЦИОННОЕ ПРАВО»

       Автор статьи докт. юрид. наук Э.П.Гаврилов, профессор-исследователь факультета права Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (Москва, sirill@mail.ru), полагает, что «диссертационное право» является самостоятельной отраслью права и законодательства, отделившейся от авторского права.
       Ключевые слова: автор, авторское право, «диссертационное право», на правах рукописи, диссертация, автореферат.

       COPYRIGHT AND «DISSERTATION LAW»
       The author of article E.P.Gavrilov, Doctor of Law, Professor-researcher Faculty of Law National Research University Higher School of Economics (Moscow, sirill@mail.ru), believes that «dissertation law» is an independent branch of law and legislation, separated from copyright.
       Key words: author, copyright, «dissertation law», as a manuscript, dissertation, abstract.


Введение

       Много раз мне задавали такой вопрос: на экземплярах кандидатских и докторских диссертаций и авторефератов стоят слова «на правах рукописи». Какое значение имеют эти слова для авторского права? Обычно просят ответить кратко. Отвечаю: эти слова для авторского права никакого значения не имеют.
       Тогда для чего же они ставятся? Отвечаю и на этот вопрос: эти слова имеют значение для «диссертационного права». Слова «диссертационное право» поставлены мною в кавычки, потому что эта отрасль права пока официально не признана.
       Слова «на правах рукописи» помещаются на экземплярах кандидатских и докторских диссертаций, а также на экземплярах авторефератов к ним в соответствии с указаниями, содержащимися в Положении о присуждении ученых степеней (далее – Положение), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842. В настоящее время это Положение действует с учетом последующих изменений. Ссылки на него далее приводятся с учетом этих изменений.
       Как известно, в настоящее время в России, кроме кандидатских и докторских диссертаций, существуют магистерские диссертации. В настоящей статье магистерские диссертации не анализируются и не затрагиваются.
       Первый абзац п. 15 Положения устанавливает, что «соискатель ученой степени представляет диссертацию на бумажном носителе на правах рукописи и в электронном виде» . В п. 25 положения указывается, что «по диссертациям, принятым к защите, должен быть напечатан на правах рукописи автореферат…» . Наконец, в п. 27 Положения говорится: «В библиотеку организации, на базе которой создан диссертационный совет, принявший диссертацию к защите, … передаются один экземпляр диссертации, принятой к защите, и два экземпляра автореферата указанной диссертации, которые хранятся там на правах рукописи» (в этих трех цитатах слова «на правах рукописи» выделены мною. – Э.Г. ).
       Таким образом, Положение говорит о режиме рукописи (рукописном режиме) применительно к диссертациям, а также к авторефератам, которые печатаются и хранятся. Оба этих объекта (и диссертация, и автореферат) находятся в открытом гражданском обороте, они доступны любым лицам. С точки зрения авторского права, они являются обнародованными произведениями, а авторефераты – даже опубликованными (выпущенными в свет) произведениями (п. 1 ст. 1268 ГК РФ). Никаких оговорок о режиме рукописи в отношении как обнародованных, так и необнародованных произведений действующее российское авторское право не предусматривает.
       Как известно, авторское право охраняет и необнародованные произведения, о чем указывается в п. 3 ст.1259 ГК РФ. Но эти произведения, по своему названию, не являются обнародованными, а тут указываются какие-то обнародованные (и даже опубликованные) произведения, которые находятся в рукописном режиме. А рукописный режим по-русски означает как раз необнародованность, недоступность широкому кругу лиц.
       Таким образом, этот рукописный режим не стыкуется с режимами произведений, охраняемых авторским правом.

«Диссертационное право»

        Все вышеизложенное подсказывает нам, что перед нами не авторское право, а нечто иное. Что же именно?
       Авторское право, как известно, не охраняет содержание произведений. Наиболее ясно это обстоятельство зафиксировано в п. 5 ст. 1259 ГК РФ: «Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах» . Из приведенной нормы вытекает, что авторское право не охраняет идеи, содержащиеся в произведении.
       Что же тогда охраняется авторским правом в произведении? Отвечаю: охраняется форма выражения этих идей, то есть форма произведения. Иными словами, если говорить о произведениях, выраженных словесно, о литературных произведениях, то авторское право охраняет не то, что сказано, а то, как это сказано. Этот вывод верен и для художественной, и для научной литературы.
       Отметим, что авторское право охраняет только оригинальные, уникальные, не повторяющиеся при параллельном творчестве объекты. Повторы авторским правом не охраняются. А идеи как раз повторяются при параллельном творчестве, они приходят на ум разным творцам, озаряют разных лиц. Это означает, что идеи не являются оригинальными, уникальными.
       Отсюда вывод: авторское право не охраняет идеи не потому, что оно этого не хочет, а потому, что оно их охранять не может. Для охраны идей, которые повторяются в творчестве различных лиц, работающих независимо друг от друга, надо было бы построить систему, обеспечивающую учет, государственную регистрацию и проверку новизны этих идей, первенство (приоритет) лиц, которые их высказывают, и т.д. Система охраны идей предусматривает, таким образом, построение механизмов, которых нет в авторском праве. Создание таких механизмов противоречило бы постулатам авторского права:
       автоматическое предоставление правовой охраны,
       предоставление правовой охраны только оригинальным, уникальным объектам.

       Охрана идей (в том числе научных идей) строится на других базовых принципах:
       охрана новых (не обязательно оригинальных!) объектов;
       учет первенства (приоритета) в их создании.

       Это уже не авторское право.
       Правовая охрана научных идей давно обсуждается в доктрине1. Более того, некоторые технические идеи охраняются патентным правом и правом на селекционные достижения. Все это самостоятельные институты права интеллектуальной собственности, строящиеся на иных принципах, нежели авторское право.
       1 О диссертационном праве/В кн.: Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности. Общие положения. XXI век. М.: Юрсервитум, 2015. С. 246–265.

Что охраняет Положение?

       Положение предусматривает возникновение правовой охраны для лиц, защитивших диссертации. Объекты этой охраны – диссертации. Вне всякого сомнения, эти диссертации (а также их авторефераты и сопровождающие их публикации), с точки зрения авторского права, являются научными произведениями, произведениями научной литературы. Но такое их определение неполное: эти объекты не просто научные авторские произведения. Они имеют и некоторые иные, дополнительные характеристики, определяющие их суть.
       Эти характеристики касаются их содержания, которое, напомним, авторским правом не охраняется. А в Положении содержание диссертации, напротив, имеет решающее значение для ее защиты. В п. 9 Положения диссертация характеризуется как научно-квалификационная работа. Определение «научный» относится к содержанию работы, а определение «квалификационный» характеризует эту работу по нескольким формальным признакам, позволяющим признать ее диссертацией.
       В докторской диссертации должны быть либо разработаны теоретические положения, совокупность которых можно считать научным достижением или решением научной проблемы, имеющей важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо должны быть изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны. В кандидатской диссертации либо должно содержаться решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо должны быть изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.
       Таким образом, как следует из п. 9 Положения, «диссертационное право» придает решающее значение научному содержанию диссертации, автореферата и публикаций автора. Об этом говорится и во многих других пунктах Положения.
       В п. 10 Положения указывается, что диссертация «должна… содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора диссертации в науку».
       Все эти требования, касающиеся научного содержания диссертационных материалов (то есть самой диссертации, автореферата и ВАКовских публикаций), необычны для авторского права. В авторском праве они не применяются, да и не могут применяться. Для этого требуется особый административный механизм, создание которого изменило бы существо авторского права, привело бы к построению новой отрасли права, или по крайней мере нового института в рамках гражданского права. Условно эту новую отрасль права (или отдельный институт в рамках гражданского права) можно назвать диссертационным правом2.
       2 О диссертационном праве/В кн.: Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности. Общие положения. XXI век. М.: Юрсервитум, 2015. С. 246–265; Рыбаков О.Ю. О новеллах в порядке присуждения ученых степеней в Российской Федерации//Юридическое образование и наука. 2014. № 1; Якушев А.И. Показатели научных результатов диссертаций, критерии, технология и показатели их оценки в России: нормативные пробелы действующего Положения//Юридическое образование и наука. 2014. № 3. С. 21–25.
       Рассмотрим это право более подробно. Его основным объектом являются диссертация и автореферат. Последний кратко излагает содержание диссертации.
       К форме диссертации предъявляются многочисленные требования. Они касаются ее объема, плана, оформления работы. Все эти требования к форме диссертации не свидетельствуют о том, что это объект не авторского права. Отметим, что существуют разные виды литературных произведений, к форме которых предъявляются особые, специальные требования. Например, существуют особые требования к форме сонета. Но они не свидетельствуют о том, что сонет не является объектом авторского права – произведением. Эти соображения относятся и к форме автореферата.
       А вот требования, предъявляемые к содержанию диссертации, выходят за рамки авторского права, которое:
       не охраняет идеи (п. 5 ст. 1259 ГК РФ);
       охраняет произведения, независимо от их достоинств (п. 1 указанной статьи).

       Таким образом, объект «диссертационного права» отличается от объекта авторского права (произведения). Кроме того, правовая охрана, предоставляемая объекту «диссертационного права», отличается от правовой охраны, предоставляемой авторскому произведению по авторскому праву.

Основные особенности «диссертационного права»

       Объект «диссертационного права» комплексный. Это не одна какая-то идея (как в патентном праве и в праве на селекционные достижения)3, это единый комплекс идей. Эта черта сближает «диссертационное право» с коммерческой концессией (глава 54 ГК РФ), объектом которой является комплекс прав4, а более всего – с единой технологией (глава 77 ГК РФ), которая должна представлять собой определенное единство5. Автором (носителем прав) в «диссертационном праве» всегда должно выступать одно лицо. Никакого соавторства здесь не может быть.
       У лица, защитившего диссертацию, возникают определенные права, как личные, так и имущественные. Личные права действуют бессрочно, а имущественные – в течение жизни автора. Другим лицам эти права не могут быть уступлены и к другим лицам не переходят. Права лица, защитившего диссертацию, могут получать защиту не только в случаях заимствования (копирования), но и в случаях объективных совпадений. Таким образом, «диссертационные права», в отличие от авторских, являются монопольными.
       3 Правовая охрана научных результатов/В кн.: Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М.: Наука, 1984. С. 103–113.
       4 Договор коммерческой концессии/В кн.: Гражданское право: Учебник. В 3-х т. 5-е изд., перераб. и доп. Т. 2/Отв. ред. Ю.К.Толстой, Н.Ю. Рассказова. М.: Проспект, 2012. С. 820–846 (автор – А.А.Иванов); Коммерческая концессия/В кн.: Гражданское право: Учебник. В 3-х т. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 2/Под ред. А.П.Сергеева. М.: Проспект, 2017. С. 769–800 (автор – И.В. Никифоров).
       5 Городов О.А. О понятии, признаках и перспективах внедрения единых технологий//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 4. С. 26; Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии/В кн.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая: Учебно-практ. коммент./Под ред. А.П.Сергеева. М., Проспект, 2016. С. 853–874 (автор – Н.В.Иванов).

Обнародование и правовая охрана

       В авторском праве, как уже отмечалось, охраняются как необнародованные, так и обнародованные произведения (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). При этом обнародованным считается произведение, которое доступно для всеобщего сведения.
       Напротив, произведения, не являющиеся доступными для всеобщего сведения, считаются необнародованными. В числе обнародованных произведений авторское право выделяет опубликованные произведения. Опубликованными (выпущенными в свет) являются произведения, экземпляры (материальные копии) которых выпущены в обращение в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики (ст. 1268 ГК РФ).
       Авторское право защищает произведения от копирования (заимствования). В принципе, авторское право равным образом охраняет как необнародованные, так и обнародованные произведения. Однако, если копируется (заимствуется) обнародованное произведение, то действует предположение (презумпция) о том, что нарушитель был знаком с этим произведением.
       Если же копируется (заимствуется) необнародованное произведение, то такое предположение (презумпция) не применяется. Другое отличие в авторско-правовых режимах необнародованных и обнародованных произведений состоит в следующем: к обнародованным произведениям применяются несколько случаев свободного использования произведений, которые к необнародованным произведениям не применяются. Более того, если произведение опубликовано (выпущено в свет), то к нему применяются некоторые дополнительные случаи свободного использования.
       В «диссертационном праве» действуют иные правила, касающиеся обнародования. Необнародованные объекты не принимаются во внимание, не учитываются, то есть не охраняются. В диссертационном праве учитываются только те обнародованные публикации, которые относятся к теме диссертации. При этом они подразделяются на две группы:
       публикации самого автора диссертации;
       публикации, авторами которых являются другие лица.

       При этом публикации самого автора диссертации обосновывают диссертацию, они учитываются и засчитываются, но при одном непременном условии: они должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях. Перечень этих изданий определяется Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации. Остальные публикации автора диссертации в диссертационном праве не учитываются, правового значения не имеют. Для защиты диссертации необходимо наличие определенного числа таких публикаций в рецензируемых научных изданиях.
       Все публикации по теме диссертации, написанные не автором диссертации, а другими лицами, учитываются в диссертационном праве: они противопоставляются диссертации, «порочат» ее новизну и оригинальность. Разумеется, при этом учитывается приоритет (первенство) публикаций автора диссертации и публикаций других лиц.

Значение словосочетания «на правах рукописи»

       Словосочетание «на правах рукописи» , проставляемое на экземплярах диссертации и автореферата, имеет такой смысл – экземпляры диссертации и автореферата не учитываются при решении вопросов о:
       необходимости опубликования автором основного содержания диссертации;
       необходимости иметь определенное число публикаций по теме диссертации.

       Иными словами, сама диссертация и сам автореферат для автора диссертации не считаются новыми дополнительными публикациями по теме диссертации и не учитываются при решении вопросов о том, опубликованы ли автором основные положения диссертации и каково число таких публикаций.
       Вот пример. Автор имеет девять публикаций в рецензируемых (ВАКовских) научных журналах, он также подготовил экземпляры диссертации и автореферата и разослал их оппонентам, членам диссертационного совета и другим лицам, указанным в Положении. Автор выходит на защиту своей диссертации. Вопрос: сколько у него публикаций по теме диссертации? Ответ: 9 (а не 11), поскольку сама диссертация и автореферат в число его публикаций не входят, хотя по «диссертационному праву» они считаются публикациями. Заметим, что ответ не изменится, даже если на экземплярах диссертации и автореферата слова «на правах рукописи» не будут проставлены.
       После защиты диссертации (причем независимо от того, окажется она успешной или наоборот) стоящие на экземплярах диссертации и автореферата слова «на правах рукописи» теряют правовое значение: диссертация считается обнародованной, а автореферат – опубликованным. И лишь в случае возникновения спора о том, правильно ли была присуждена (или не присуждена) степень кандидата или доктора наук, обладала ли диссертация новизной и оригинальностью, слова «на правах рукописи» должны учитываться.

Список литературы

       1. Городов О.А. О понятии, признаках и перспективах внедрения единых технологий//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 4.
       2. Договор коммерческой концессии/В кн.: Гражданское право: Учебник. В 3-х т. 5-е изд., перераб. и доп. Т. 2/Отв. ред. Ю.К.Толстой, Н.Ю.Рассказова. М.: Проспект. 2012.
       3. Коммерческая концессия/В кн.: Гражданское право: Учебник. В 3-х т. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 2/Под ред. А.П.Сергеева. М.: Проспект, 2017.
       4. О диссертационном праве/В кн.: Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности. Общие положения. XXI век. М.: Юрсервитум, 2015.
       5. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии/В кн.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая: Учебно-практ. коммент./Под ред. А.П.Сергеева. М., Проспект, 2016.
       6. Правовая охрана научных результатов/В кн.: Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М.: Наука, 198.
       7. Рыбаков О.Ю. О новеллах в порядке присуждения ученых степеней в Российской Федерации//Юридическое образование и наука. 2014. № 1.
       8. Якушев А.И. Показатели научных результатов диссертаций, критерии, технология и показатели их оценки в России: нормативные пробелы действующего Положения//Юридическое образование и наука. 2014. № 3.