вернуться на главную

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ: ВЗГЛЯД ЗАКОНОДАТЕЛЯ

       В статье С.Ю.Фабричного – докт. юрид. наук, члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, проф. Новгородского государственного университета, проф. Института государственной службы и управления РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации и О.А.Рузаковой – докт. юрид. наук, проф. департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, проф. кафедры международного частного и гражданского прав МГИМО МИД России (Москва, olalstep@mail.ru), рассматриваются особенности новелл, предлагаемых в проекте федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», в том числе в соотношении с действующими нормами федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
       Ключевые слова: географическое указание, наименование места происхождения товара, регистрация наименования места происхождения товара, средства индивидуализации товаров, винодельческая продукция с защищенным географическим указанием.

       GEOGRAPHICAL INDICATION: VIEW OF THE LEGISLATOR
       In the article of S.Yu.Fabrichniy, Doctor of Law, Member of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, Professor of the Novgorod state University, Professor of the Institute of public service and management of the Russian Academy of Sciences and GS under the President of the Russian Federation and O.A.Ruzakova, Doctor of Law, prof. of the Department of legal regulation of economic activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation, prof. of the Chair of international private and civil rights of Moscow State University of International Relations under Ministry of External Affairs of Russia (Moscow, olalstep@mail.ru), features of the novels offered in the Federal law draft No. 50994-7 «About modification of Part IV of the Civil Code of the Russian Federation», including in the ratio with the existing regulations of the Federal law of November 22, 1995 No. 171-FZ «About state regulation of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing production and about restriction of consumption (drinking) of alcoholic products» are considered.
       Key words: geographical indication, appellation of origin, registration of the appelllation of origin, means of individualization of goods, wine production with the protected geographical indication.


       В нашей прошлой статье1 рассматривались проблемы развития российских регионов с использованием так называемого брендирования. В качестве одного из направлений развития брендирования регионов России было выделено определение правового режима использования географических указаний, подготовка предложений для возможных изменений в четвертую часть ГК РФ в целях использования географических указаний с учетом международных договоров, в которых участвует Российская Федерация.
       1 Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Региональные бренды России: основные направления развития//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2017. № 5. С. 46.
       В дальнейшем проблематика выработки в российском законодательстве механизма защиты географических указаний как средств индивидуализации товаров неоднократно обсуждалась на разных уровнях, в частности, на выездном заседании совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации на тему «Вопросы коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные бюджетными учреждениями науки и образования: состояние, проблемы и пути решения» (г. Великий Новгород, 31 мая 2018 г.), на заседаниях рабочей группы по разработке изменений в ГК РФ в части совершенствования правового регулирования наименований мест происхождения товаров и дополнения перечня охраняемых объектов интеллектуальной собственности новым объектом «географическое указание» (Совет Федерации, 29 июня 2018 г.) и др.
       В июле 2018 г. членами Совета Федерации В.И.Матвиенко, И.М.Умахановым, З.Ф.Драгункиной, Л.С.Гумеровой, С.Ю. Фабричным и депутатом Государственной думы П.В.Крашенинниковым в Государственную думу был внесен проект федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект), направленный на развитие законодательства о средствах индивидуализации товаров. Законопроектом предложен новый вид средств индивидуализации – географические указания – путем включения в перечень объектов интеллектуальных прав, предусмотренных ст. 1225 ГК РФ (впервые с момента вступления в силу ГК РФ с 1 января 2008 г. вносятся изменения в перечень охраняемых объектов), а также внесение отдельных изменений в правовое регулирование режима наименований мест происхождения товаров.
       Предпосылки разработки данного проекта весьма разнообразны – от международно-правовых обязательств Российской Федерации в рамках ВТО и других до проблем, связанных с регистрацией наименований мест происхождения товаров и защитой российского регионального производителя, в том числе в условиях антисанкционной политики, о чем неоднократно упоминалось в науке2. В настоящее время во многих регионах страны выявлена потребность в охране значительного числа существующих в России обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые обладают определенным качеством и репутацией, но которые не могут быть зарегистрированы в качестве наименований мест происхождения товаров в связи с жесткими требованиями к этому объекту.
       2 Горленко С.А. Проблемы регулирования охраны наименований мест происхождения товаров: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1994; Ворожевич А.С., Гринь О.С., Корнеев В.А. и др. Право интеллектуальной собственности: Учебник/Под общ. ред. Л.А.Новоселовой. Т. 3: Средства индивидуализации. М.: Статут, 2018.
       Проблемы связаны в основном с доказательством связи особых свойств товара с местностью или людскими ресурсами региона. Многие региональные бренды представляют собой не только обозначения для конкретного места, но и позиционирование территории, где сформировалась российская идентичность, закладывались основы национальных традиций, начиная от культурных и заканчивая гастрономическими.
       Важно уметь защищать свой бренд в рамках существующего законодательства, а также оказывать поддержку местным производителям. Так, если говорить о Новгородской области, то сегодня она имеет только один зарегистрированный бренд в форме наименования места происхождения товаров – «Крестецкая строчка». Однако далеко за пределами Новгородской области известны водка «Садко», бальзам «Древнерусский», сувенирный пряник «Новгородский» и даже «Клюква в сахарной пудре». Кроме того, сейчас Новгородская область может похвастаться и новгородским медом, квасом, ильменьским судаком, валдайскими колокольчиками. Более десятка товаров имеют исключительные свойства, связанные с городом Старая Русса (население около 30 тыс.): старорусские грязь, судак, соль, пряник, черное пиво (пивцо), яблочное вино, старорусский ставленный мед (крепкая медовуха), старорусский мневый пирог и др.
       Основной новеллой, предлагаемой законопроектом, является определение правового режима географического указания и отдельные изменения в правовом регулировании наименования места происхождения товара. Географическому указанию будет предоставляться правовая охрана при условии, что такое обозначение позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта. При этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением.
       Таким образом, в отличие от наименования места происхождения товара не придется доказывать, что особые свойства товара связаны с природными или людскими факторами данного региона. Кроме того, в отличие от наименования места происхождения товара нет такого строгого требования предъявлять заключение соответствующего органа исполнительной власти о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар с особыми свойствами (Минздрава России – для минеральной воды, Минпромторга России – для изделий народных художественных промыслов, Минсельхоза России – для сельскохозяйственных товаров, Росалкогольрегулирования – для алкогольной продукции). К тому же далеко не для всех видов товаров (например, лечебные грязи, природные драгоценные камни3) предусмотрен такой федеральный орган.
       3 См.: пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс».
       К заявке на географическое указание должны быть приложены документы, подтверждающие, что заявитель производит товар, обладающий определенным качеством, репутацией или другими характеристиками, которые в значительной степени определяются географическим происхождением. Однако это могут быть документы, предоставляемые не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов, специализированных учреждений, научно-исследовательских институтов и др.
       На территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик. Применительно к наименованиям мест происхождения товаров необходимо осуществление всех стадий производства, что также является новеллой законопроекта.
       В ходе подготовки законопроекта к внесению в Государственную думу возникло немало дискуссионных вопросов, которые могут найти отражение и в ходе обсуждения при его принятии во втором чтении.
       1. В отношении третьего абзаца п. 1 ст. 1516 ГК РФ, в соответствии с которой особые требования к стадиям производства, качеству, репутации, известности, особым свойствам или другим характеристикам товара, для обозначения которого используется географическое указание или наименование места происхождения товара, могут устанавливаться не только федеральными законами, но и нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся указанные географические объекты. Возникает сомнение в части соответствия предлагаемой нормы п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации об отнесении правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности к исключительному ведению Российской Федерации.
       2. Другой вопрос возникает относительно переходного периода для нынешних правообладателей наименований мест происхождения товаров, если их товар не в полной мере отвечает требованиям к этим средствам индивидуализации, предъявляемым законопроектом, для преобразования наименования места происхождения товаров в географическое указание. Для такого преобразования должен быть установлен переходный период в пределах, например, шести месяцев, особенно в случаях, когда зарегистрировано наименование места происхождения товара на тождественное географическое указание или подана заявка на наименование, но объект еще не зарегистрирован, а заявка уже не будет удовлетворять новым требованиям.
       3. В п. 2 ст. 1537 ГК РФ в редакции законопроекта предлагается установить компенсацию лишь за нарушение исключительного права на наименование места происхождения товара. Таким образом, для географических указаний устанавливается менее жесткая ответственность, что может быть вполне обоснованно в первоначальный период действия новелл о географических указаниях. В дальнейшем есть смысл унифицировать нормы об ответственности в отношении названных средств индивидуализации, распространив нормы о компенсации и на географические указания.
       4. В соответствии с п. 1 ст. 1518 ГК РФ законопроекта географическое указание может быть зарегистрировано не только одним или несколькими гражданами, юридическими лицами, но и объединением лиц, создание и деятельность которого не противоречит законодательству страны происхождения товара. Такое объединение может и не представлять собой юридическое лицо, как и объединение лиц, которые используют коллективный товарный знак. При этом в случае предоставления исключительного права использования географического указания объединению лиц право его использования предоставляется каждому лицу – члену объединения, при условии, что данное географическое указание используется в отношении товара, обладающего качеством, репутацией или другими характеристиками, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (п. 3 ст. 1518 ГК РФ в редакции законопроекта).
       Вызывает сомнение п. 3 ст. 1522 ГК РФ в предлагаемой редакции законопроекта: есть ли необходимость в том, что заключение в отношении географического указания должно быть получено каждым из лиц, входящих в объединение? Если заявка на географическое указание и на предоставление исключительного права на него подается несколькими лицами, к заявке прилагаются документы на товар каждого заявителя.
       Учитывая объединение для получения свидетельства, нет необходимости каждому из его членов быть производителем основного товара. Это могут быть производители сырья, например, виноградари, фермеры, рыболовы, поставляющие сырье на основное производство (винодельческая компания, мясо- или рыбоперерабатывающее предприятие). В объединение могут также входить перевозчики, упаковщики, дистрибьюторы и т.д., не производящие товар, но соблюдающие требования к его хранению, перевозке, распространению. Поэтому для объединения, вероятно, достаточно предоставления одного общего заключения в отношении всех его участников.
       5. И еще один очень важный вопрос принятия новелл о географических указаниях – соотношение с действующими нормами публичного права о винодельческой продукции. В соответствии с федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – закон № 171-ФЗ) с 2015 г. в Российской Федерации происходит становление производства винодельческой продукции с привязкой к месту выращивания винограда под обозначениями «винодельческая продукция с защищенным географическим указанием» и «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения товара».
       Согласно п. 24 ст. 2 закона № 171-ФЗ винодельческая продукция с защищенным географическим указанием производится из винограда, не менее 85% которого выращено в границах данного географического объекта, а остальной использованный для производства такой продукции виноград выращен в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен данный географический объект.
       Различны квалифицирующие признаки географического указания, предлагаемые в четвертую часть ГК РФ и отраженные в названном Федеральном законе. Так, для винодельческой продукции с защищенным географическим указанием необходимо подтверждение свойств, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, в то время как в новеллах четвертой части ГК РФ планируется квалифицирующим признаком географического указания закрепить определенное качество, репутацию или другие характеристики товара, которые в значительной степени определяются его географическим происхождением. Географическое указание в проекте изменений четвертой части ГК РФ подразумевает наличие уже известной репутации наименования, складывающейся иногда в течение десятилетий, которое при получении соответствующей лицензии на винодельческую продукцию с защищенным географическим указанием может не иметь такой известности.
       Согласно п. 25 ст. 2 федерального закона № 171-ФЗ винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения товара производится из винограда, полностью выращенного в границах данного географического объекта. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов определяет географические объекты в пределах административно-территориальных границ своего субъекта Российской Федерации. Для подтверждения подлинности происхождения винодельческой продукции с защищенным и географическим указанием, и наименованием места происхождения товара предусмотрены учет и декларирование валовых сборов винограда, использованного для производства такой продукции, и регистрирование данных в реестре виноградных насаждений, оператором которого является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Саморегулируемые организации утверждают качественные требования к продукту и основные особенности выращивания винограда.
       В числе возможных противоречий, возникающих в связи с применением термина «географическое указание», – субъектный состав правообладателей. В соответствии с законом № 171-ФЗ производством винодельческой продукции вправе заниматься исключительно юридические лица, тогда как в соответствии с законопроектом регистрировать географическое указание вправе и физические лица, а также объединение лиц.
       Эти и другие вопросы требуют разрешения в дальнейшей работе над изменениями в четвертую часть ГК РФ, при этом актуальность законопроекта не вызывает сомнений. Законопроект чрезвычайно важен для развития коммерциализации в сфере интеллектуальной собственности4. Учитывая, что исключительные права на географическое указание и наименование места происхождения товара необоротоспособны, введение правовой охраны может отразиться на эффективности оборота товаров, маркированных данными средствами индивидуализации, и на привлекательности регионов в целом.
       4 См.: Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Коммерциализация интеллектуальной собственности: проблемы регулирования//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2017. № 7. С. 41.

Список литературы

        1. Ворожевич А.С., Гринь О.С., Корнеев В.А. и др. Право интеллектуальной собственности: Учебник/Под общ. ред. Л.А.Новоселовой. Т. 3: Средства индивидуализации. М.: Статут, 2018.
       2. Горленко С.А. Проблемы регулирования охраны наименований мест происхождения товаров: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1994.
       3. Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Коммерциализация интеллектуальной собственности: проблемы регулирования//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2017. № 7.
       4. Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Региональные бренды России: основные направления развития//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2017. № 5.